Александр Соснин
Сегодня часто можно
услышать сожаления о том, что старый пассажирский флот в России утрачен
безвозвратно. А это не так. По Северной Двине в наши дни совершает круизы двухпалубный
красавец "Н.В. Гоголь", построенный на Сормовском заводе еще в 1911
году. Путевку на него может купить любой желающий, а это значит, что любители
старых пароходов, равно как и любители круизов по северным рекам имеют
возможность отправиться в уникальное путешествие.
Рассказывает Сергей
Никулин, заместитель генерального директора архангельского туристического
агентства "Помор-тур", которое уже несколько лет арендует пароход.
Туристическая компания
“Помор-тур” создана 10 лет назад на базе Архангельского областного Совета по
туризму и экскурсиям. Основной целью компании является прием туристов в
Архангельске и области, в том числе организация речных круизов. Опыт работы
сотрудников очень большой. Мы до сих пор используем опыт Совета по туризму.
Сергей Артурович,
расскажите о пароходе “Н.В. Гоголь”, который совершает круизы по Северной Двине
Этот пароход принадлежит предприятию
“Звездочка”. Уже пятый год мы арендуем это судно у предприятия. Это
двухпалубный пароход 1911 года постройки американского типа. Построен он на
Сормовском заводе. Судно небольшое, его пассажировместимость – всего 53
человека, все каюты одноместные и двухместные. На судне работают ресторан, бар,
есть сауна, однако пароход постарались сохранить в том виде, в котором он был еще
до реконструкции. Сохранили деревянные перегородки, палубы, интерьеры, гербовые
доски, рынды с царскими гербами и так далее. На сегодня на пароходе две каюты
“люкс”, две каюты “полулюкс”, где есть все удобства, все остальные каюты с
умывальниками.
Паровая машина сохранена
полностью в том виде, в котором она была. Возможности судоремонтного завода
позволили перебрать всю машину. Это очень интересное зрелище – наблюдать за
работой паровой машины, находясь на пароходе. Туристам всегда нравится, когда
мы делаем экскурсию по пароходу.
Экипаж на “Гоголе” за
столько лет работы подобрался сплоченный. Члены экипажа всегда открыты душой,
особенно капитан – Новоселов Владимир Николаевич, который сам родом с берегов
Северной Двины. По Северной Двине он проходит мимо своих родных мест.
В настоящее время мы делаем
круизы по Северной Двине. Это маршруты Архангельск – Котлас с экскурсионной
программой и короткие путешествия Архангельск – Брин-Наволок. К сожалению,
Северная Двина очень быстро мелеет в июле и августе, дноуглубительные работы
уже десять лет не проводились. Обещают, что в этом году начнутся
дноуглубительные работы, и если в следующем году позволит обстановка, возможно,
всю следующую навигацию будем планировать данные маршруты в течении всего лета.
Вы делаете в основном целевые
круизы, или путевку может купить любой желающий?
У нас два длинных рейса – в
начале и середине июня. На эти рейсы путевки продаются заранее, и любой человек
может их купить. На коротких рейсах мы в основном работаем с корпоративными
клиентами.
Будут ли восстановлены
поездки по Северной Двине на теплоходах 305 проекта?
В прошлом году была попытка
возобновить этот рейс, теплоход 305 проекта ходил до Котласа. Но на его
эксплуатацию поступила дотация из бюджета. На сегодня выход этого судна под
большим вопросом. На мой взгляд, сложилась такая ситуация, что когда
пассажирские суда перестали ходить на линии Котлас – Архангельск, это место
быстро заняли автобусные перевозки. На сегодня автобусные перевозки значительно
дешевле, чем теплоход.
Были планы пустить “Н.В.
Гоголь” и по Сухоне. Насколько это реально?
Насколько я знаю, были
предложения к судовладельцам, предприятию “Звездочка”, чтобы судно пустить по
Сухоне, но были ведомственные причины, по которым судно не пошло в Вологодскую
область. Судно небольшое и из-за малой пассажировместимости дорогое, а за
пределами Архангельской области совершенно другие тарифы по стоянкам и так
далее, и в результате вопрос не был решен.
Насколько востребованы
круизы на “Гоголе”? Не простаивает ли пароход?
Все-таки “Гоголь” является
визитной карточкой Архангельской области. На нем проходят все презентации. Все
делегации, прибывающие в Архангельск, посещают этот пароход. На нем
присутствовал и король Швеции. В большие праздники мы устраиваем массовые
катания архангелогородцев. Поэтому пароход востребован, и основная проблема
сейчас – это дноуглубительные работы. У парохода маленькая осадка, но и то он
не везде может пройти.
Практически навигации на
Северной Двине нет. Дноуглубительные работы не проводились, и из-за этого река
изменила свое русло. Пароход может идти только в светлое время суток. Особенно
интересно, когда судно попадает на мель. Оно как бы перекатывается на своих
колесах. Мы такое зрелище наблюдали два раза.
Мы идем от Архангельска до
Котласа и обратно, и ни одного судна на нашем пути не встречается. Пароход
имеет возможность подходить к необорудованному берегу, поэтому мы иногда делаем
зеленые стоянки вне графика. Во время путешествия туристы посещают такие места
как Красноборск – родину художника Борисова, северный курорт “Солониха”,
Сольвычегодск, Великий Устюг и многие другие.
Москва, 28 марта 2003
года
Газета "Флот и
круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного
разрешения их авторов